NAVTEX
 
 
Результатом автоматизации оповещения судов береговыми навигационными предупреждениями типа ПРИП явилось появление системы NAVTEX. NAVTEX – существенно облегчил прием и своевременное оповещение мореплавателей необходимой им информацией. Применение единой частоты 518 Кгц позволило унифицировать систему и всемирно внедрить ее.

Первые телетайпные передачи в СВ диапазоне велись в начале-середине 80-х годов, в районах высоких широт. Дело в том, что прохождение КВ сигнала в полярных широтах крайне затруднительно и подвержено сильным атмосферным помехам. Применявшийся в то время стандарт телетайпного кода МТК-5 еще не был “помехоустойчивым”, как в последствии появившийся МТК-7. В то же время прохождение сигнала на СВ в этих районах было весьма уверенным. Поэтому в то время на наших судах можно было встретить модифицированные приемники “Шторм-3”, которые судовые специалисты приспосабливали для приема в режиме F1B на СВ. Такое переоборудование было не очень сложным, но давало не мало достоинств. Те радиоспециалисты, которым довелось работать в то время, хорошо помнят качественные изменения, которые приносили такие нововведения, как телетайп, приемники с цифровыми синтезаторами частот (“Сибирь”, “Циклоида”), АПД (аппаратура повышенной достоверности), и т.п.
Благодаря использованию одной частоты и ограничению мощностей, береговые станции создаваемые для использования NAVTEX были удобно организованы в цепочки. Количество цепочек определялось в соответствии с районами NAVAREA, а каждую станцию было принято идентифицировать по алфавиту. Алгоритм идентификации сообщений по станции и виду сообщения реализован просто и удобно (ITU-RM.504-2). Таким образом к середине 80-х была заложена основа NAVTEX. Дальнейшее развитие и координация системы оказалась настолько удачным, что NAVTEX стал одним из первых компонентов GMDSS.
Появление системы естественно потребовало от производителей аппаратуры усилий по освоению нового рынка. В этой статье будут рассмотрены два устройства разных поколений, их достоинства и недостатки.

Одной из первых разработок специализированных приемников для NAVTEX стал прибор PNW.

NAVTEX приемник PNW901 – стал одной из наиболее распространенных моделей, которые применялись на нашем флоте. Для своего времени такой аппарат был на самом деле “чудом техники”, так как состоял из миниатюрного телетайпа и цифрового приемника. Архитектура этого аппарата была построена на микропроцессоре Z80 и представляла из себя специализированный компьютер. Кроме электронной части прибор имел печатающий блок, состоящий из простой, но в то же время очень точной механики. Приемная часть кроме встроенного приемника на 518 Кгц позволяла подключать еще внешний источник сигнала с несущей частотой 1700 Гц и иметь второй “национальный” приемник в своем составе. Такое устройство приемника позволяло с периодом в 2 сек сканировать основную и дополнительную частоту приема.
Принятые сообщения автоматически распечатывались на рулонной бумаге шириной 115мм и хранились в памяти 72 часа. Для печати использовался специальный карандаш (принцип капиллярного стержня) с чернилами на водяной основе. Управление печатным устройством осуществлял микропроцессор.
Приемник имел внешний источник питания с достаточно широким диапазоном напряжения (11-42В) и возможностью перехода на питание от аварийных аккумуляторов. Другим внешним устройством была штыревая антенна.
Но при всех достоинствах прибора он обладал еще рядом недостатков. Хотя эти недостатки проявлялись уже в процессе эксплуатации. Например, для обеспечения работы прибора требовался достаточный запас как бумаги, так и карандашей. Казалось бы, что это не может являться недостатком, если бы не одно “но”. Карандаши обладали свойством высыхания чернил, что делало их непригодными для использования. Не спасали даже специальные герметичные упаковки для них, которые стали применять спустя некоторое время. Таким образом наличие достаточного их запаса не являлось гарантией их работоспособности. Этот недостаток имел еще одно в негативное влияние на прибор, частая замена карандашей приводила к различным повреждениям точногои миниатюрного печатаного механизма. А естественно приемник, который не может печатать уже нельзя использовать.
Несмотря на эти недостатки, эти приемники почти десятилетие проработали и возможно еще используются.

Приемником NAVTEX более нового поколения, ориентированным на использование в GMDSS, является приемник фирмы IСS – NAV-5.
Приемная часть этого приемника не отличается от предшествующего. Также как и у PNW901 имеется встроенный приемник 518 КГц, но возможности подключения внешних источмиков сигнала нет.
Существенно различны методы печати сообщений. В NAV-5 используется термический способ печати, такой же как в фаск-машинах. Для печати используется термобумага шириной 80мм. Как показали три года эксплуатации, печатное устройство такого типа более неприхотливо в использовании.
Но не обходится и без недостатков. Дело в том, что английские инженеры фирмы ICS рассчитали свой прибор на использование рулонной термобумаги с длиной рулона в 20м, соответственно рассчитав размер бункера для нее. Но в мире более распространен стандарт такой бумаги с длиной рулона в 30м, который естественно немного толще. Единственным выходом из этого положение является уменьшение нового рулона до приемлемого размера путем отматывания примерно 6-7м бумаги.

Кроме специализированных приемников существуют также многофункциональные устройства, примером такого устройства может служить “Dual function facsimile receiver FAX-207”фирмы FURUNO.
Конечно, такое устройство весьма привлекательно для использования на малых судах, из-за экономии места, хотя вряд ли может отвечать требованиям GMDSS.
FAX-207 – весьма удобный, автоматический приемник факсимильных карт – это его основная функция, но кроме этого его возможности можно расширить для приема NAVTEX. Изменение возможностей прибора производится путем установки специализированного приемника NAVTEX и подключения его к основному процессору. Приемники используют одно печатное устройство для вывода информации. Печать термическая на стандартной термобумаге шириной 216мм (на мой взгляд не экономично для сообщений NAVTEX). При всех этих возможностях он более подходит для своей основной функции приема факсимильных карт.

Конечно, год от года оборудование обновляется и изменяется в лучшую сторону, поэтому этот обзор пока ограничится этими моделями. Но тем не менее любой из вас может прислать описание и особенности использования тех или иных моделей этого оборудования. Такой обмен мнениями и знаниями может стать весьма полезным .

 
 
     
 
Radio Officer © 2002 Edition
 
грузоперевозкишунгит как использовать установкаСтоматология1, адреса стоматологий кемерово!
Hosted by uCoz