|
|
 |
А.С.Попов - жизнеописание
|
 |
|
|
Александр Степанович Попов родился 16 марта 1859 года в селении Туринские рудники. Его отец Степан Петрович Попов (1827 - 1897) в 1846 году окончил Пермскую семинарию и получил приход в Оханском уезде. В этом году он был назначен настоятелем Максимовской церкви Туринских рудников. Мать Александра Степановича, Анна Стефановна, родилась 25 июля 1830 г. Занималась обучением девочек рукоделию в домашней девичей школе, заведуемой ее мужем. |
Александр Степанович уже в детстве начинает заниматься постройкой разных двигателей, устроенных с помощью текущей воды. У него был брат и пять сестер. А.С.Попов поступил в Далматовское училище. Он выбрал это училище еще и потому, что в нем преподавал его старший брат Рафаил. В отличии от отца Рафаил отказался от карьеры "священослужителя" и интенсивно занимался литературным трудом. Пример старшего брата оказал благотворное влияние на Александра Попова. В годы обучения во время занятий к ученикам Далматовского училища предъявлялись высокие требования. В 1870/71 учебном году из учащихся только пять, в том числе и Александр Попов были переведены в третий класс с баллом "5". По окончанию второго класса Попов перешел в Екатеринбургское духовное училище и переехал из Далматова в Екатеринбург, где жила его сестра Мария Степановна Левитская. |
Обеспеченный заботами своей сестры, Попов мог учиться столь же продуктивно, как и раньше и через два года закончил курс начального образования. С отметкой "5" он перешел в четвертый класс и в 1873 году окончил Екатеринбургское училище. После этого он поступил в Пермскую семинарию, где учились его отец и брат. Из тридцати зачисленных учеников, только один Попов получил высший балл. Во время учебы в семинарии Попов увлекся точными науками и так усердно их изучал, что получил среди семинаристов прозвище "математик". Физику в семинарии проходили лишь в четвертом классе; ей уделялось времени в пять раз меньше, чем греческому языку. Чтение учебника физики Гано, бесповоротно направило его избрать специальностью физику. Наилучшей почвой, на которой могли развернуться способности одаренного юноши, был, несомненно, Петербургский университет с его физико-математическим факультетом, давший стране не только выдающихся ученых, но и заслуженных деятелей в области прикладных занятий. |
31 августа 1877 г. А.С.Попов был зачислен студентом университета. Выданное Попову Пермской духовной семинарией свидетельство, в котором удостоверялось, что по всем предметам он получил высший балл, освобождало его от проверочных испытаний, и он без экзаменов поступил в Университет. |
Студентам, вышедшим из этой среды, что и Попов, постоянно приходилось думать о хлебе насущном, искать себе заработок. Известное облегчение приносило освобождение от оплаты за учебу, она составляла пятьдесят рублей в год. Представив в совет университета выданное Пермской духовной семинарией свидетельство "о недостаточности средств отца", Попов был освобожден от оплаты за слушание лекций. Александру Степанович пришлось заняться репетиторством, так как вместе с ним в Петербург приехали две сестры, которые тоже нуждались в материальной помощи. Для того, чтобы давать уроки в частных домах надо было иметь разрешение Университета. А.С.Попов получил это разрешение, но труд, преподавания в частных домах был неблагодарным: случайный и ограниченный заработок репетитора был недостаточен для жизни в большом городе. Позднее, будучи уже на старших курсах, он работал в Товариществе "Электротехник", где продолжал служить и некоторое время после окончания Университета. |
Большую роль в развитии у А.С.Попова интереса к электротехнике сыграла его служба в петербургском Товариществе "Электротехник". Это товарищество устраивало дуговое освещение в садах и общественных учреждениях, строило мелкие частные электростанции. |
В дипломе А.С.Попова, который он получил по окончанию курса в Университете, отмечается, что он прослушал полный курс по математическому разряду Физико-математического факультета, и во время испытаний получил по большинству предметов отличные отметки. За такие познания он был признан достойным ученой степени кандидата, присужденной ему Советом Университета 29 ноября 1882г. В решении Совета Университета - оно было принято 7 марта 1883 года - записано, что А.С.Попов оставляется при Университете "для подготовки к экзамену на степень магистра физики без экзаменов". Но если бы ему была назначена стипендия, он не смог бы воспользоваться возможностью остаться при Университете. Он получал бы 600 рублей в год, т.е. гораздо меньше, чем можно было заработать, поступив преподавателем в гимназию. Положение усложнилось еще тем, что по времени окончания Университета Александр Степанович стал уже семейным человеком. Когда он был репетитором, он давал уроки дочери петербургского адвоката Алексея Ивановича Богданова - Раисе. Молодые люди подружились, и вскоре дружба переросла в глубокую привязанность. Она стала его невестой и получив среднее образование поступила на Женские медицинские курсы. Ее отец умер и А.С.Попову надо было думать о заработке для содержания семьи. В Минном офицерском классе в Кронштадте стала вакантной должность преподавателя. Она была предложена А.С.Попову и он занял ее. |
Когда в 1981 г. появилось сообщение Бранли об изменении проводимости металлических порошков под влиянием электромагнитных колебаний, А.С.Попов сразу оценил всю практическую важность этого открытия для устройства чувствительных приемников электромагнитных волн и начал усиленно изучать это явление, стремясь подобрать более чувствительные порошки. Вскоре А.С.Попов собственноручно построил когерер, который он использовал впоследствии в своем грозоотметчике. Металлические опилки под влиянием разряда далекой искры сразу изменяют свое сопротивление до минимума и при этом теряют способность принимать следующий электромагнитный импульс. Чтобы восстановить это драгоценное свойство опилок, необходимо их после каждой искры встряхивать. |
Сконструированный прибор, специально предназначенный для регистрации электромагнитных волн, возбуждаемых далекими грозовыми разрядами, А.С.Попов демонстрировал перед присутствовавшими на заседании Физического отделения Русского физико-химического общества 25 апреля 1895 года. Прибор состоит из стеклянной трубочки, наполненной металлическим порошком и включенным в цепь реле. Реле замыкает ток в цепи батареи, приводящей в действие электрический звонок, расположенный так, что молоточек его ударяет и по чашке звонка и по стеклянной трубочке. Когда прибор находится в поле электромагнитных колебаний, или соединен с проводником, находящимся в сфере их действия, то сопротивление порошка уменьшается, реле замыкает цепь батареи и приводится в действие звонок. Уже первые удары по трубочке восстанавливают прежнее большое сопротивление порошка и, следовательно, приводят прибор в прежнее, чувствительное для электрических колебаний состояние. |
Только по возвращении из Нижнего Новгорода А.С.Попов смог заняться завершением своих исследований. Результаты он опубликовал в статье "Прибор для обнаружения и регистрации электрических колебаний". |
Действует прибор следующим образом. Ток батареи в 4 - 5 вольт постоянно циркулирует от зажима Р к платиновой пластине А, далее через порошок, содержащийся в трубочке, к другой пластине В и по обмотке электромагнита реле уходит на другой полюс батареи. Сила этого тока недостаточна для притягивания якоря реле, но если трубка АВ подвергнется действию электромагнитного колебания, то сопротивление мгновенно уменьшается и ток увеличивается на столько, что якорь реле притягивается. В этот момент цепь идущая от батареи к звонку, прерванная в точке С, замкнется и звонок начнет действовать, но тот час же от сотрясения трубки опять уменьшает ее проводимость, и реле разомкнет цепь звонка. Сопротивление опилок после сильного встряхивания бывает около 100 000 ом, а реле, имея сопротивление около 250 ом, притягивает якорь при токе от 5 до 10 миллиампер, т.е. когда сопротивление всей цепи падает ниже 1000 ом. На одиночное колебание прибор отвечает коротким звонком, непрерывно действующие разряды спирали отзываются довольно частыми, через приблизительно равные промежутки времени следующими звонками. |
Приступая к опытам на море, А.С.Попов поставил перед собой ряд задач. Первой из них, было увеличение расстояния, на котором можно посылать сигналы. Второй задачей была работа над надежностью и постоянством действия аппаратов, обнаружить влияние внешних условий на дальность и исправность сигнализации. Необходимо было испытать действие приборов в судовой обстановке с целью определить влияние на сигнализацию металлических частей судна, найти наивыгоднейшее помещение приборов на судне и вообще определить те особенности, которые потребуются для приборов, назначенных к употреблению на судах. В 1899 г. была достигнута возможность телеграфировать на расстояние 30 км. |
В ноябре 1899 года, отправляющийся в заграничное плавание броненосец "Генерал Апраксин", вследствие тумана и навигационной ошибки садится на камни у южной оконечности острова Гогланд в Финском заливе. Тяжелые повреждения и зима сильно затрудняют спасательные операции. Так как между Гогландом и берегом не было никаких средств связи, морское министерство предложило Попову использовать свое изобретение, установив беспроволочную связь между Гогландом и ближайшим телеграфным пунктом на острове Котка. Для этих работ министерство отпустило Попову 10 000 рублей. |
В декабре 1899 года Попов и Рыбкин приступили к сооружению станций, установке высоких мачт и подвеске антенн.Работы чрезвычайно затруднялись сильными морозами и - главное - отсутствием достаточного опыта.Подготовительные работы по сооружению станций на Гогланде и Котке заканчиваются в январе 1900 года. |
Официальное открытие обоих станций произошло утром 24 января 1901 года. По замечательному стечению обстоятельств, радиограмма, открывшая запись в вахтенном журнале станций, требовала спасения человеческих жизней.Вот текст этой телеграммы: "Командиру "Ермака". Около Левенсари оторвало льдину с рыбаками. Окажите помощь № 186 "Авелан". Благодаря этой телеграмме ледокол "Ермак" своевременно вышел в море и снял с льдины 27 рыбаков. Беспроволочный телеграф сразу же показал человечеству, каким мощным средством связи он является.Эти опыты сильно подняли авторитет Попова, министерство добилось Попову высочайшей награды. 18 апреля Попов получает 30 000 рублей, а Рыбкин... 1000р. |
Такими жалкими подачками отметило царское правительство величайшее в мире изобретение. Радиостанции на Гогланде и Котке работали 3 месяца. За это время было всего передано около 400 телеграмм. Надежная связь установлена на 52 километра. Удачный опыт связи между Гогландом и Коткой, а также непрекращающиеся слухи о внедрении радиосвязи во флотах других держав, заставили морское министерство лихорадочно приняться за внедрение радиосвязи во флоте. В 1900 году А.С.Попов командируется за границу, где знакомится с работами Сляби, Арко и Шеффера. После приезда А.С.Попов конструирует приемник, в котором вместо когерера употребляет детектор, состоящий из пары уголь-сталь. |
Введение в приемник детектора сильно увеличило его чувствительность, благодаря чему, летом 1901 года при опытах на черном море А.С.Попов добивается дальности действия в 150 километров. Начавшаяся в 1896 году за рубежом, а затем и в России шумиха по поводу патента Г.Маркони вызвала должную реакцию в осведомленных научных кругах. Дело началось с опубликования 8 июля 1897 года в "Петербургской газете" беседы с профессором Д.А.Лачиновым, который сообщил сотруднику этой газеты подлинные факты, свидетельствовавшие о том, кто именно является изобретателем беспроволочного телеграфа. Беседа была напечатана под названием: "Русский изобретатель". К ней газета предпослала следующие строки: "На днях весь образованный мир прочитал в газетах о новом изобретении Маркони в области телеграфного дела (телеграфирование без проводов). Имя молодого изобретателя стало сразу известным в обеих частях света, его прославляли, им восторгались, о нем протрубили по всему свету и ... совершенно напрасно. Все русские читатели, восторгавшиеся иностранным изобретением, будут немало поражены, узнав, что идея телеграфирования без проводов принадлежит нашему соотечественнику, известному ученому, открывшему новый способ телеграфирования еще два года тому назад и не желавшему преждевременного обнародования результатов своих работ из понятного стремления окончательно усовершенствовать свой телеграфический прибор. |
Использовалась книга Моисея Израилевича Радовского "Александр Степанович Попов". 1963 г.
|
|
|
|
|
|