|
|
 |
Немного о себе:
|
 |
|
|
|
Свое образование я получил на Радиотехническом факультете Новороссийского Высшего инженерного морского училища (НВИМУ). Это были самые лучшие годы жизни. В то время училище еще подчинялось строгим морским правилам, как и подобает, на мой взгляд, и чего сейчас не хватает его преемнику - Новороссийской морской академии. За это надо отдать должное людям, которые держали нас в "ежовых рукавицах" - Б.Н.Сверкунову, В.Ф.Чернышеву, В.П.Василюку и др. В то время казалось, что они узурпируют наши права,но сейчас смотришь на это по-другому. |
В 1985 году я получил диплом радиооператора 2-го класса и гражданский диплом инженера-радиотехника (специальность 0701). Нашему выпуску повезло, если в предыдущие годы основная масса должна была осваивать дальневосточные пароходства, наши шансы были 50/50, т.е. половина - дальний восток, вторая - южные пароходства. Ко второй половине принадлежит ваш покорный слуга. Несмотря на то, что "антиалкогольный указ" набиравший силу помешал нам, как следует отметить окончание училища, мы были рады своему новому положению. |
Немного отдохнув, наша группа из 10 человек прибыла в Черноморское пароходство (г. Одесса), в то время это было самое крупное пароходство СССР. Пройдя все неизвестные ранее этапы приема на работу мы, получили направления на суда. Безусловно, суда на которые мы получили направления, не были оснащены по последнему слову техники. Некоторое оборудование мы видели впервые, но не потому, что оно было очень новым. Первым моим судном был сухогруз - "Березовка". |
Как и все, кто, впервые после высшего учебного заведения приходит на работу с прискорбием понимает, что ничего не знает или не умеет применить свои знания. Главное чтобы рядом был хороший наставник, который поддержит вас. В этом отношении я считаю, что мне повезло, мой первый начальник Н.Мельников не только помог мне стать настоящим радиооператором, но и научил настоящей морской дружбе. |
Работа судового радиооператора в то время помимо романтики несла и груз большой ответственности. К сожалению, единственным средством связи в то время была МВ/КВ связь. На всем флоте (в то время все пароходства были подчинены одному Министерству Морского Флота) действовала так называемая система ДИСП/1 (которая существует и сейчас), задачей которой было оперативное наблюдение за состоянием и управлением флота. Каждое судно в море, дважды в сутки, обязано было передавать сводку о своем местоположении и состоянии. В 1200-1600 передавался Дисп/1, а в 2400-0400 сжц QSO. Естественно средством передачи была коротковолновая (КВ) связь. Основная работа в то время велась при помощи азбуки Морзе и требовала не только хорошего владения ключом, но и знаний в распространении радиоволн. Однако если говорить честно, наука о распространении радиоволн до сих пор не очень точна, поскольку зависит от огромного количества различных факторов. На практике знания получали после многочасовых попыток установить связь или основывались на опыте, накопленном старшими поколениями. В первое время передача сжц QSO занимала практически всю вахту, особенно в отдаленных районах, но со временем опыт пришел. |
В то время у нашей страны было много "братьев", которым она помогала, поэтому разнообразия в географии рейсов не наблюдалось. Основными направлениями были Куба и Вьетнам. Такие переходы, продолжительные по времени, способствовали укреплению знаний и накоплению опыта работы. |
|
Первый год работы закончился очень горьким событием - затонул пассажир "А.Нахимов". Выводы, сделанные после трагедии, эхом прокатилась по всем пароходствам. Начали более внимательно относиться к средствам спасения и безопасности, провели внеочередную проверку знаний экипажей судов и многое другое. |
 |
Вторым судном, на котором мне довелось работать, был универсальный сухогруз "Петр Дутов", переоборудованный в контейнеровоз. Тип судна, для того времени один из престижных, определял и географию рейсов, и наличие современной аппаратуры. Радиорубка представляла уже комплекс из трех помещений. Оборудование: пульт оператора "Дюна", передатчики "Бриг", "Корвет", "Муссон", приемники "Шторм", аварийный комплекс "Сирена", три телетайпа. Наличие определенного опыта и современной аппаратуры делали работу еще более приятной и, несомненно, облегчали ее. На мой взгляд, передатчики типа "Бриг" до последнего времени можно было считать одними из наиболее удачных разработок отечественной техники. Помимо полностью автоматической настройки, они могли работать новыми видами модуляции, что позволяло использовать их с аппаратурой повышенной достоверности (АПД). |
Каждый рабочий год начинался с прохождения проверки знаний. Причем самое интересное, что именно специальности уделялось наименьшее внимание. В основном регулярными и неприятными предметами были техника безопасности и военно-морская подготовка, но как показал опыт, они несли чисто номинальный вид. |
Следующим судном, в приемке которого мне довелось принимать участие, был уже "чистый" контейнеровоз "Капитан Кудь". К сожалению, это судно строили в Болгарии и поэтому назвать его хорошо оснащенным, было нельзя. Аппаратура была такая же, как на предыдущем судне и, кроме того, пульт оператора изготовленный на заводе был не совсем удачен. Поэтому нам пришлось самим многое модернизировать и изменять. Вообще на этом судне нам пришлось много устанавливать и переоборудовать. Правда на нем в дальнейшем была установлена спутниковая станция. |
Далее несколько лет я не работал на флоте. За эти годы я приобрел большой опыт в схемотехнике и ремонте различного радиоэлектронного и измерительного оборудования. Я благодарен этим годам потому, что, к сожалению, работа на флоте порождает чисто эксплуатационное отношение к аппаратуре. Ремонт оборудования в судовых условиях крайне ограничен из-за скудного набора запасных частей и измерительной аппаратуры. Поэтому сложные неисправности ложились на плечи береговых ремонтных организаций. |
|
|
|
|
|